Главная страница MolBiol.ru > Орг. вопросы > Для студентов > Обучение новичков Rambler's Top100
ГЛАВНАЯ · ПРОЕКТ · СПРАВОЧНИК · МЕТОДЫ · РАСТВОРЫ · РАСЧЁТЫ · ЛИТЕРАТУРА · ЗАДАЧИ · FULL TEXT · ОРГ.ВОПРОСЫ · WEB
ФИРМЫ · КАРТА САЙТА · COFFEE BREAK · КАРТИНКИ · РАБОТЫ И УСЛУГИ · БИРЖА ТРУДА · ФОРУМЫ · · Zbio-wiki

Работа со студентами (аспирантами)

В этом разделе описана процедура, через которую проходит неопытный сотрудник (в тексте - "студент"), попадающий в лабораторию. Практика показала, что затрачиваемое на неё время окупается быстро.

    Новичёк станосится членом лаборатории после двух контрольных этапов. Назначение первого (сдача лаб-минимума) — выяснить, подходят ли для человека те требования, которые предъявляются ко всем сотрудникам. Назначение второго (практикум) — понять, насколько самостоятельно он способен работать.



    Первый этап — сдача лаб-минимума

    После сдачи лаб-минимума студент должен уметь самостоятельно ориентироваться и выполнять простейшие работы. Ещё одно назначение этапа - отсев ребят с откровенно слабой подготовкой (это совершенно нормальное явление: нет ничего плохого в том, что любой студент старается найти хорошую лабораторию, а лаборатория — толковых студентов). Отношение к ещё не прошедшим этап "I", должно быть (в смысле того, сколько сил и времени позволительно в него инвестировать) весьма сдержанным — минимально возможный уровень затрат.


    Подготовка к сдаче

    Ограничение по времени: чтобы лаборатория не захламлялась праздно шляющимся народом подготовка к сдаче ограничивается одним месяцем для студентов (так как они ещё и учатся) и одной неделей для "аспирантов" (которые могут находится в лаборатории весь день).


    Вначале готовится всё, что можно подготовить самостоятельно, задавая лишь минимальное количество вопросов. А именно:

    Нужно знать.

    авт. пипетка;
    расчёт растворов;
    приготовление растворов;
    пластик;
    весы;
    pH meter;
    стерильная работа под ламинаром:

    - порядок (что за чем) работы;
    - правила работы;

    агарозный гель-электрофорез;
    работа с ферментами;
    клонирование.

    Нужно уметь.

    компьютер ("Windows", "MS Word", "Vector NTI", "Current Protocols");
    авт. пипетка;
    пластик;
    расчёт растворов;
    стерильная работа под ламинаром;
    агарозный гель-электрофорез:

    - мыть камеру;
    - уверенно наносить образец в лунку;

    приборы и оборудование;
    весы;
    настольная центрифуга;
    большая центрифуга;

    - ввести программу;
    - уравновесить бакеты;

    источники тока (кроме высоковольтных):
    водяные бани:

    - мыть, залить новую воду;
    - устанавливать и контролировать температуру;

    магнитные мешалки:

    - уметь пользоваться, регулировать скорость вращения;

    термошейкер бактериальный;
    термошейкер настольный;
    вортекс;
    pH-метр;
    прочее.

    Когда всё это сделано, идёт подготовка по тем вопросам, где нужно объяснять и показывать:

    Нужно знать.

    стерильная работа под ламинаром:

    - где лежат стерильные типы, эппендорфы, 17ml пробирки, зубочистки, петли, шпатели;

    где что находиться, кто за что отвечает;

    Нужно уметь.

    компьютер ("Vector NTI", "Практическая мол. биол.");
    приготовление растворов:

    - приготовить среду для бактерий;
    - пользоваться компьютерным списком реактивов;

    стерильная работа под ламинаром:

    - включить, выключить вентилятор, свет;
    - пользоваться UV;
    - продемонстрировать стерильную работу с "выкалыванием бактерий зубочисткой и платиновой петлёй" и "растиранием бактерий шпателем";

    агарозный гель-электрофорез:

    - залить плашку;
    - определять "на глаз" количество окрашенной EtBr ДНК;

    клонирование;
    приборы и оборудование;
    большая центрифуга:

    - ввести программу;

    водяные бани;
    магнитные мешалки;
    UV-кросслинкер;
    дистилляторы;
    mQ;
    автоклав.


    Сдача

    Количество попыток сдать лаб-минимум ограничивается всего двумя. Приём идёт по типу "зачёта без оценки" по всему списку (это прежде всего в интересах экзаменатора, так как проще один раз проверить, чем десять раз объяснить); вопросы, которые сданы с первого раза, во второй раз не проверяются.

    Таким образом, во время первой сдачи "студент" должен сдать основное количество пунктов а принимающий выяснить, в каких местах знаний есть пробелы. Во вторую сдачу эти пробелы закрываются.

    Программа лаб-минимума совсем не сложная, так что если человек не может уложиться в два раза это говорит скорее не о его способностях, а о его отношении к работе (это не криминал - например он может быть ещё слишком занят учёбой, но в лабораторию такого человека лучше не брать).



    Второй этап — "практикум"

    Этот этап предназначен для того, чтобы убедиться, что "студент" способен самостоятельно выполнить уже описанную (в смысле - с готовой методикой) работу, и лаборатория может получить пользу от его работы.

    Важно понять, может ли студент самостоятельно выполнять реальную лабораторную работу (это уже не учеба, к которой он привык, и справится он или нет - не очевидно). Во время выполнения "практикума" скорее всего потребуется что то объяснять, но основная информация должна идти из чтения. Если где нибудь описано то, о чём задаётся вопрос - нужно говорить где и помогать найти книгу, а не тратить время на лекции.

    В качестве практикума годится достаточно серьёзное задание, которое нужно (понадобится) кому нибудь в лаборатории.

    • задание должно иметь легко контролируемый результат (например, "построить рестрикционную карту" в качестве задания не годится - проверка займёт почти столько же сил, сколько работа. А вот "нарастить и почистить белок или фермент", "приготовить маркер молекулярного веса", "приготовить препараты политенных хромосом для in situ гибридизации" - вполне годятся);
    • для задания должна существовать написанная методика (и должен быть кто-то в лаборатории, кто легко ориентируется в этой работе);
    • ЗАДАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО С КАКИМ-ЛИБО РИСКОМ ИСПОРТИТЬ ОБЩИЙ "СТОК" (например не годится "поддержание мушиной коллекции");
    • не обязательно давать одно "большое" задание, можно и несколько "маленьких", но объём работы определяется вначале, чтобы "студент" знал, где будет финиш;
    • объём работы - из расчёта рабочей недели (5 дней) для опытного сотрудника.


    Третий этап - самостоятельное задание

    После прохождения первых двух этапов "студент" уже нормальный член лаборатории. Ему нужно дать самостоятельную "тему" или работу в рамках чьей либо темы, но уже поискового характера.



MolBiol.ru: http://molbiol.ru
e-mail: redactor@molbiol.ru
просмотров: 11702


Смотри также:
/ссылки на сетевые ресурсы/


    Дополнения, комментарии, вопросы





       
Дата последней модификации: 30/07/13

ГЛАВНАЯ · ПРОЕКТ · СПРАВОЧНИК · МЕТОДЫ · РАСТВОРЫ · РАСЧЁТЫ · ЛИТЕРАТУРА · ЗАДАЧИ · FULL TEXT · ОРГ.ВОПРОСЫ · WEB
ФИРМЫ · КАРТА САЙТА · COFFEE BREAK · КАРТИНКИ · РАБОТЫ И УСЛУГИ · БИРЖА ТРУДА · ФОРУМЫ · · Zbio-wiki

 ·  Викимарт - все интернет-магазины в одном месте  ·  Доска объявлений Board.com.ua  · 
--- сервер арендован в компании Hetzner Online, Германия ---
--- администрирование сервера: Intervipnet ---

molbiol.ru  ·  redactor@molbiol.ru  ·  реклама

molbiol.ru - методы, информация и программы для молекулярных биологов   Rambler